Педагогическое эссе
«Слово учителя XXI века о гражданственности и патриотизме»
Рашевская Светлана Николаевна
учитель географии высшей квалификационной категории МОУ гимназии №7 города Бугульма Республики Татарстан |
Кроме знаний, умений, и навыков каждый ребенок должен приобрести в школе такие важные качества как духовность, нравственность, гражданственность и патриотизм. Кто в стране — лучший воспитатель гражданственности и патриотизма? Воспитание у детей патриотических чувств — долг каждого педагога, независимо от того, какой предмет он преподает. Но если ученику без конца напоминать: «Будь патриотом, люби Родину», — чувств от этого не прибавится. В патриотическом воспитании надо искать новые подходы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Сегодня такие ценности как патриотизм, честь, долг перед своим Отечеством, любовь и уважение к своей Родине приобрели несколько иное значение. Важность этой проблемы вызвана такими факторами, как: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, движения антиобщественных организаций, рост среди молодежи негативных явлений, увеличение количества российских граждан, стремящихся покинуть Россию и выехать на постоянное место жительства в страны Запада.
Являясь убежденным патриотом, на своих уроках стремлюсь воспитать в учениках любовь к России и гордость за свою страну. Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. О понятии Родина, и в том числе «малая родина», написано, сказано столько разного и противоречивого, что, кажется, сами эти слова уже выцвели, как листья поздней осенью. Но сердцу не прикажешь. Оно всякий раз трепещет, когда мы возвращаемся в родной город. Каждый раз окатывает теплой волной любви, когда вдруг распахивается перед глазами панорама до боли родной Бугульмы – города счастливой судьбы.
Краеведение - самая благодатная почва для патриотического воспитания, но, как утверждал Д.С.Лихачёв, «к патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать- воспитывать любовь к Родине, её истории, родным местам». Делая это на уроках и во внеклассной работе много лет, я пришла к убеждению, что ребёнок, искренне любящий свою «малую родину», знающий её историю и свою родословную, с уважением относящийся к своим землякам, не способен совершать дурные поступки. В наше время это особенно важно.
Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Для этого использую экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания об истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.
Патриотизм сам по себе не появляется с рождением человека. Первоначально он зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием ближнего окружения и родного края в раннем детском возрасте, все то, что мы называем малой Родиной. В дальнейшем, в более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается, и все более осознается, особенно в процессе осуществления конкретных видов общественно-полезной деятельности. Каждый человек проходит в своем духовном развитии, в поиске своего отношения к стране, в которой он родился и вырос, несколько этапов: вначале только «я», потом — «я и Россия», затем — «Россия и я», и, наконец, растворяется в своем Отечестве. Так в теории и в идеале, на практике и в реальной действительности все достаточно не просто и гораздо сложнее. Чтобы стать патриотом своей Родины, недостаточно осознать, что ты родился в этой стране. Патриотизм, как одна из важнейших духовно-нравственных черт гражданина, должен воспитываться всем окружающим укладом жизни от своего рождения и до момента, когда это его жизненное кредо становится устойчивым и неизменным. Если этого не происходит, общество наполняется предателями, преступниками, а в большей части безразличными к судьбе Родины и народа людьми, живущими по поговорке: «Моя хата с краю», что не менее страшно.
Большое внимание в преподавании географии уделяю национально-региональному компоненту. Изучение географии «малой Родины» неразрывно связано с воспитанием у школьника патриотизма и толерантности. Актуальность внедрения опыта определяется основными идеями модернизации школьного образования, а именно идеей формирования географического образа страны и своей «малой родины», которой для нас является Республика Татарстан и Бугульминский район. Важным является факт, что географические закономерности, явления и процессы, о которых идет речь в курсе географии средней школы, хорошо закреплять на примерах родного края во время географических, геологических, краеведческих экскурсий. В практике преподавания - проведение учебных экскурсий для закрепления изученных знаний и изучения нового материала на конкретных краеведческих примерах: на Сокольский песчаноглинистый карьер, на пойму реки, кирпичный завод, предприятие «ТГН-ГРУПП» и другие. Во внеурочное время гимназисты углубляют знания по географии Бугульминского района посредством: занятий в туристическом клубе «Вибрам». Члены клуба участвуют в многодневных и однодневных походах по Бугульминскому району. В процессе изучения географии Республики Татарстан чередуются виды учебной деятельности учащихся: - теоретическое изучение природы края на уроках географии; - практические занятия на местности; - дополнительная работа по подготовке краеведческого материала (работа в архивах, встречи с интересными людьми, работа с дополнительной литературой, участие в туристических походах). Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника. Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся. Гражданственность начинается с ответственности за свои поступки перед близкими, друзьями и малым коллективом, в который входит ученик. Настоящий гражданин, по моему глубокому мнению, должен ответственно подходить ко всем проблемам государственной и общественной жизни. Такой благородной цели как воспитание гражданских качеств способствует социальное проектирование. Участие в проектах воодушевляет ребят, это своеобразный «экзамен на взрослость», и каждый из них старается достойно его выдержать. Эта коллективная работа над большим и важным делом формирует социально необходимые навыки для дальнейшей жизни в будущем трудовом коллективе, даёт возможность приобщиться к решению насущных проблем своей школы, села или района. При этом важно помнить, что гражданина, человека с активной жизненной позицией, может воспитать такой учитель или классный руководитель, который сам обладает этими качествами.
Приведу отрывки из некоторых проектных работ обучающихся на тему «Новое поколение XXI века»:
Кузнецова Инна, 11 класс: «Кто мы - новое поколение XXI века? "
Действительно, кто мы, новое поколение XXI века? Прежде всего, мы - граждане Российской Федерации, то поколение, которому суждено жить в XXI веке, мы те, которым, возможно, предстоит открыть что-то новое, изменить жизнь к лучшему. Мы, пятнадцатилетние подростки, уже сейчас в состоянии что-то делать, творить, пусть не в глобальных масштабах, но все же. Вечная проблема человечества - нравственность. Обидно мне становится за наше поколение. Почему подростков воспитывают не родители, а улица? Что же делать? Что будет с нашим поколением в XXI веке? Настала пора исправлять ошибки человечества, свои ошибки. Я считаю, что это долг каждого. И тогда мы вместе будем строить наше светлое будущее, нашу жизнь в XXI веке. Поколение XXI века, все в твоих руках!» |
Лобанова Надежда, 11 класс: «Мы - поколение 21 века!" "Мы поколение патриотов! Мы - молодые люди, любящие свой город и свою страну - знаем, во что можно её превратить. Мы, поколение 21-го века, начинающее жить и созидать: мы не хотим, чтобы в нас стреляли и не хотим ни в кого стрелять сами. Мы не хотим, чтобы нас брали в заложники, и сами не собираемся никого захватывать. Мы не хотим, чтобы наше время называлось "эрой тотального терроризма". Мы хотим знать, что можем доверять и верить друг другу. МЫ - ЗА БУДУЩЕЕ! За то, чтобы будущее было у наших детей!...» |
Рамазанов Тимур, 11 класс: «Кто мы - новое поколение XXI века? Одни считают, что мы - будущее России, а другие говорят о том, что мы тянем нашу страну в пропасть беззакония и безнравственности. Рассмотрим вторую точку зрения. Сейчас довольно часто можно услышать слова о том, что мы поколение, у которого отсутствуют нравственные ценности, чувство патриотизма, что главная цель нашей жизни состоит в получении прибыли любыми средствами. Молодой человек для достижения собственной цели готов идти даже на предательство. Такие понятия, как любовь к Родине, ответственность перед людьми, которые тебя воспитали, чувство собственного достоинства, уважение к старшим начинают отходить на задний план. Но мне кажется, что мы, все-таки, являемся поколением, которое приведет Россию к процветанию и благополучию. Говорят, что мы не патриотичны, что слово Родина для нас - пустой звук. На мой взгляд, это не совсем верно: мои сверстники любят свою Родину, Россию, и готовы защищать стариков, женщин, детей, как в действующей армии, так и в тылу. Исходя из этого, я позволю себе не согласиться с мнением, что современная молодежь не патриотична. На мой взгляд, поколение XXI века - прекрасное поколение. Мы понимаем, что в ответе за свою страну и ее будущее…» |
"Результат же формирования патриотизма и гражданственности вижу в том, чтобы мои выпускники находили радость в каждодневном труде, умели оказать помощь ближнему в трудную минуту. И твердо усвоили важную истину: Родина человеку, как и мать, дается только раз в жизни. Родина – дом. А строить свой дом мы должны не из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из моих учеников заложит в наш дом кирпич добра, веры и любви, свою миссию буду считать выполненной. Смысл учительской профессии состоит в гордости за своих учеников, которые, выйдя из родных стен школы, будут нести ее традиции и принципы во взрослой жизни. Ученики, с которыми можно больше не встретиться, но про которых знаешь, что именно они несут в себе часть твоих устремлений и знаний.
Настоящий УЧИТЕЛЬ – ВОСПИТАТЕЛЬ, должен легко воспитать любого, кто поддается воспитанию, и с некоторым трудом того, кто воспитанию не поддается.