Исследовательская работа «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны»
Афонина Варвара, 4 класс
Научный руководитель:Чернова О.Я.
Введение
Актуальность исследования: я выбрала тему данного проекта в связи с празднованием 70-летия Победы народов Советского Союза во Второй мировой и Великой Отечественной войне. Двадцать пять лет мой прадед считался без вести пропавшим. Война унесла жизни миллионов людей, погубила миллионы талантов, разрушила человеческие судьбы. В настоящие время молодежь мало знает об истории своей страны и даже семьи. Но ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше и меньше, и если не записать и не сохранить их воспоминания, документы, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне, они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив своего следа в истории. Мне хочется также узнать о своём прадеде и гордиться им!
Объект исследования: объектом моего исследования являются Мемориал с братской могилой на Зайцевой горе в Калужской области, Мемориал «Вечный огонь» в городе Бугульме и его периоды его реконструкций.
Предмет исследования:предметом исследования следует считать военный путь прадедушки – ветерана.
Цель проекта: собрать материал о прадедушке - ветеране Великой Отечественной войны, о памятнике-монументе на братской могиле на Зайцевой Горе, где похоронен мой прадед, проследить историю мемориала «Вечный огонь» в городе Бугульме. Создать презентацию «Время уходит, память остаётся», подготовить заметку для классной газеты «Вы победили» к 70- летию Победы.
Задачи: 1.Изучить материалы, собранные гимназистами к 65-летию Победы, познакомиться с классными газетами старших гимназистов.
2. Собрать материал о прадедушке – участнике Великой Отечественной войны - Кускееве Умаре Умаровиче по воспоминаниям Николая Васильевича Ершова, автора книги «Дорога длиною в жизнь», по материалам сети Интернет, по воспоминаниям родственников, семейных альбомов.
3. Узнать о братской могиле на Зайцевой Горе, в которой похоронен мой прадедушка.
4. Познакомиться ближе с ходом строительства, реконструкции Мемориала «Вечный Огонь» в родном городе Бугульме, его историей.
Методы исследования: в исследовании был использован метод опроса, наблюдения, анкетный опрос и интервью родственников, источниковедческий анализ, работа с материалами книги Н.В. Ершова, сети Интернет, изучение семейного архива.
Практическое применение: материал исследовательского проекта применю при создании классной гимназической газеты к 70-летию Победы «Вы победили».
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и приложений, посвящена событию из военной жизни Кускеева Умара Умаровича.
Основная часть
Мы не знаем точно, сколько бугульминцев, земляков погибло за эти четыре года. Боль о погибших - это вечная боль нашего народа. И стереть из памяти всё, что было на войне, нельзя, так как "Это нужно не мёртвым, это нужно живым", то есть всем нам, и молодёжи в том числе. В нашей гимназии ребята глубоко чтут и уважают ветеранов. На уроках и внеклассных мероприятиях тема Великой Отечественной войны в преддверии 70-летия Победы достаточна актуальна. Для меня важно внести в историю моей семьи новые сведения в память о погибшем на поле боя прадедушки.
Тема моего проекта возникла при знакомстве с классной газетой «Вы победили», которую создали учащиеся Ольги Яковлевны Черновой к 65-летию Победы. Я начала работу с изучения материалов, которые несколько лет назад собрал о прадеде мой двоюродный брат.
На одной из страниц газеты я прочитала заметку своего двоюродного брата Кускеева Зуфара о У.У. Кускееве. Заинтересовалась ею и захотела сама узнать больше о своём прадедушке. Попросила учителя дать газету домой, чтобы вся семья прочитала заметку о своём родственнике. Оказалось, мама для себя сделала тоже открытие: узнала, что о её дедушке, о последнем бое и смерти его в годы Великой Отечественной войны написано в книге его другом и однополчанином.
О том, как работали старшие гимназисты, я узнала от восьмиклассников, бывших учеников моего учителя. Подготовила вопросы, попробовала провести своё первое интервью:
Вопрос: Вам нравилась работа над газетой? «Проект получился замечательным, так как работа делалась от сердца, интересовала каждого участника, была творческой, делилась между всеми обучающимися и многими из родителей. В XVI гимназической церемонии «Овация» в мае 2010 газета отмечена дипломом лауреата в номинации «Вестник Победы». На праздничном гимназическом концерте каждый ветеран Великой Отечественной войны, проживающий в микрорайоне гимназии и приглашённый на празднование праздника Победы, получил из рук гимназистов именно эту газету. Теперь эту газету можно найти на сайте http//pedmir.ru.»- сказала Полина Обоева, ученица 8 класса гимназии №7, автор сочинения о своем дедушке, который встречался с ребятами в возрасте 92 лет. К сожалению, сегодня его уже нет в живых…
Перечитав несколько раз заметку своего двоюродного брата с цитированием книги, я поспешила встретиться с ним, задать вопросы, которые возникли у меня, поинтересоваться, может быть кто-то из более молодых родственников побывал на месте гибели нашего прадедушки.
Для этого я провела исследования: 1.Проведение анкетирования родственников;
2. Сбор и анализ материала о Мемориале на Зайцевой горе?
3. Анализ истории монумента «Вечный огонь» в Бугульме.
Продумала, какие вопросы я задам маме, бабушке, чтобы больше узнать о прадеде. Главные вопросы, которые заинтересовали меня на этом этапе я записала на листах для каждого члена семьи. У меня получилась анкета.
1.Где закончил военный путь мой прадед?
2.Как выглядит сегодня братская могила на Зайцевой горе?
3.Что общего у памятников Великой Отечественной войны в разных местах?
4. Что знал мой дедушка о своем отце?
5. Почему семье мало известно о защитнике Родины?
В ходе бесед с родственниками, изучения материалов сети Интернет я узнала много нового материала о месте последнего боя моего прадеда.
В дни Великой Отечественной войны дорога близ поселка Фомино Калужской области называлась Варшавским шоссе и вела на Запад. Вот по этой самой дороге на Москву наступали гитлеровские войска и отступали тоже по ней. Полегло очень много наших соотечественников - здесь велись кровопролитные, жестокие сражения...
И многие трагические страницы войны связаны с этими местами. Одно из самых трагических мест - Зайцева гора, где в апреле 1942 года и погиб мой прадед. Жаль, что в семье еще мало фотоматериалов.
По Варшавскому шоссе фашистские захватчики отступали после контрнаступления под Москвой и закрепились в населённых пунктах – Мятлево, Медыне и Юхнове. Отсюда их вытеснили, но вот на Зайцевой горе ожесточённые бои шли более года. "В народе Зайцеву гору называют Высотой смертников". "В сводках 1942 и 1943 годов Зайцева гора фигурировала как высота 269,8. Начиная с зимы 1942 года, её атаковали сразу несколько дивизий 50-й армии одновременно, но взять не могли. Под неё делали подкоп и взрывали. Взрыв был такой мощности, что на несколько километров вокруг сдетонировали минные поля. Но снова не могли овладеть ею".
Судя по всему именно 4 октября 1942 года и произошел это взрыв.
"И тогда под Зайцеву гору был сделан подкоп длиной 106 метров. 25 тонн взрывчатки 4 октября 1942 года подняли гору на воздух. После взрыва образовалась воронка диаметром 90 и глубиной 20 метров. Высоту взяли с помощью авиации и танков, но фашисты вновь овладели ею". Фрагмент немецкой аэрофотосъемки из документов 267-й пд, хранящихся в Национальном архиве Америки. (Приложение 2) Но мой прадед этого дня уже не видел. (1)
Десять дивизий травой-повиликой
К свету, к людям пробились давно.
На этом жертвенно-великом
Братском поле под Фомино.
Из ответов анкет родственников узнала, что мой прадед похоронен на Зайцевой горе в братской могиле с общим захоронением от 60000 до 100000 солдат, офицеров. Там нет даже списков всех захороненных людей, только номера полков и дивизий, которые погибли в период апреля-октября 1942 года.Могила прадеда далеко, но поклониться его подвигу хочется не только мне. И вот в один из дней всей семьей с букетом красных гвоздик идём в Вечному огню в нашем родном городе. Отдаём дань памяти моему прадеду. Меня немного огорчил факт, что я не увидела привычного для меня памятника: разобраны ступени, ремонтируют облицовку самого памятника, нет на привычном месте - самолёта. Прохожие спешат по своим делам. Мне стало интересно, а много ли людей приходят к нашему памятнику поклониться памяти павшим героям, ведь в списках на мраморных плитах более 5000 тысяч фамилий моих земляков. Провела исследование методом наблюдения, результаты отразила в таблице.
Но также и радостные чувства поселились во мне. Людям важен этот памятник, они помнят, что это главный памятник нашего города. И к празднику он будет еще краше. Мне не терпелось поскорее узнать, когда будет отремонтирован памятник, как он будет выглядеть, что будет с бюстами Героев Советского Союза с аллеи Героев и встанет ли на место самолёт-кукурузник? Из «Бугульминской газеты», новостей Республиканского телевидения, опроса взрослых соседей, своих одноклассников я узнала много интересных фактов из истории строительства, реконструкций 2000, 2014 годов, нашла много исторических снимков улицы Ленина, на которой расположен Мемориал «Вечный огонь». В 1975 году в год празднования 30-летия Великой Отечественной войны Он выглядел по-другому. Мои одноклассники поблагодарили меня за такие находки. (Приложение 3)
Сравнила мемориал до и после реконструкции 2000 года, сделала выводы. Новый облик памятника мы скоро увидим. Но в нашем архиве сохранятся и найденные снимки.
Заключение
Работая над исследовательской работой, я сделала ля себя следующие выводы: надо изучать историю своей страны, любить свою Родину, помнить об участниках Великой Отечественной войны не только в дни праздников., помогать оставшимся в живых ветеранам в повседневной жизни, надо дорожить историческими памятниками, хорошо учиться, чтобы в будущем стать полезным гражданином своей страны. Мне бы хотелось, чтобы в нашей стране не был безвестным ни один воин, будь он героем или простым солдатом. Для этого нужно в семьях из поколения в поколение передавать военные реликвии, документы, рассказы о родственниках - участниках Великой Отечественной войны, сохранить исторические памятники.
За время работы над проектом я училась ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, поняла как интересно изучать историю своей Родины и семьи и по книгам, и по источникам сети Интернет, самой принимать участие в этом. Ценность работы в том, результат её будет интересен самым близким и дорогим людям. Многие памятники павшим героям имеют сходства. Главный в них это воин, герой. Не всегда известно даже его имя, но подвиг бессмертен.
Я считаю, что 70 - летие Великой Победы наш народ должен провести с особым чувством патриотизма, вниманием ко всем ветеранам, кто еще рядом с нами. Проектным продуктом и практическим применением моей работы станет газета «Вы победили», которую получит каждая семья моих одноклассников, ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в микрорайоне гимназии. Материал своей работы я разместила на гимназическом сайте «Крещённые огнём». В год семидесятой годовщины со дня Победы в Великой Отечественной войне очень хочу вместе с моими родителями посадить дерево на аллее Героев в нашем городе на месте старых вырубленных деревьев, съездить на место гибели своего прадедушки на Зайцеву гору в Калужскую область со своими родителями и братиком, научиться хранить свое наследие.